Подборка дидактических игр по
логико-математическому развитию для младшей группы
Дидактические игры для детей 2
младшей группы
1.
Дидактическая игра «Найди предмет»
Цель: учить
сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал.
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Содержание.
Дети стоят
полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы,
на втором - предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть
так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет шавкой же
формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель
показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет
высоко поднимается, если он выбран правильно, дети. Хлопают в ладоши. Затем
воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра
продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.
2. Дидактическая
игра «Длинное - короткое»
Цель: развитие у
детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.
Материал. Атласные и
капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки:
толстый мишка и тоненькая кукла.
Содержание.
Перед началом игры
воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового
дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Воспитатель достает
две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате
хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух
детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати,
другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и
завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем
игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и
поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не
сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть
пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на
длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает
название качества величины - длина.
После этого
воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую.
Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и
сказать, какая из них короткая, какая – длинная.
3. Дидактическая
игра «Подбери фигуру»
Цель: закрепить
представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материал.
Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанный
из картона.
Раздаточный материал:
карточки с контурами 5 геометрических лото.
Содержание.
Воспитатель
показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает задание детям: «У вас на
столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же
фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они
спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем
накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.
4. Дидактическая
игра «Три квадрата»
Цель: научить детей
соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами:
«большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
Материал. Три
квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.
Содержание.
Воспитатель: Дети, у
меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот -
поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы
покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь
поднимите средние. Теперь - самые маленькие.
Далее воспитатель
предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, -
помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом
маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах, говорит
воспитатель
5. Дидактическая
игра «Какие бывают фигуры»
Цель: познакомить
детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в
паре уже знакомыми: квадрат-треугольник,
квадрат-прямоугольник, круг-овал.
Материал. Кукла.
Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал, круг. Раздаточный материал: по 2 фигуры каждой формы
меньшего размера.
Содержание.
Кукла приносит
фигуры. Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как
называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке
треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует
внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать
треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с
кругом.
6. Дидактическая
игра «Соберем бусы»
Цель: формировать
умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме,
величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в
чередовании фигур.
Оборудование. На полу
лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены
фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.
Дети стоят в кругу,
перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами.
Ход игры. Воспитатель
предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными
геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их
делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка
следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять
бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством
педагога исправляют ошибки.
Затем воспитатель
говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте
начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть
следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в
соответствии с заданной закономерностью.
7. Дидактическая
игра «Наш день»
Цель: закрепить
представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро»,
«день», «вечер», «ночь».
Оборудование. Кукла
бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых
показаны действия детей в разное время суток.
Ход игры. Дети сидят
полукругом. Воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по
которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается,
причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет
действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать
часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает
отрывок из стихотворениях, Петрушиной:
Кукла Валя хочет
спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала
Дети укладывают куклу
спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной
последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия.
Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке
следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с
картинками воспитателя.
8. Дидактическая
игра «Узнай и запомни»
Цель: учить детей
запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.
Оборудование.
Карточки с изображением трех одноцветных геометрических форм (круг, квадрат,
треугольник; круг, овал, квадрат и т. д. ), набор мелких карточек с
изображением одной формы для нахождения на больших карточках.
Ход игры. Перед
ребенком лежит карточка с изображением 3 форм. Педагог просит посмотреть на нее
и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и
просит закрыть ими свои карточки. После этого показывает маленькую карточку.
кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчитывает до 15, просит детей
снять бумагу и показать на своих карточках такую же форму, какую он
демонстрировал. Для проверки педагог вновь показывает карточку-образец.
По мере усвоения игры
детям дают по две карты (6 форм), затем - по три (9 форм).
9. Дидактическая
игра «Украсим платок»
Цель: учить
сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в
ориентировке на плоскости.
Оборудование,
«платки» (большой - для воспитателя, маленькие - для детей), набор листьев двух
цветов (на каждого ребенка).
Ход игры. Воспитатель
предлагает украсить платки листочками. Спрашивает, как можно это сделать
(каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). Затем говорит: «Давайте
теперь украсим платочки по-другому, все одинаково. Я буду украшать свой платок,
а вы - маленькие. Верхний край украсим желтыми листочками, вот так.
(Показывает). Положите столько листьев, сколько я. Правой рукой разложите их в
ряд слева направо. А зелеными листочками украсим нижний край платка. Возьмем
столько же зеленых листьев, сколько желтых. Добавим еще один желтый лист и
поместим его на верхний край платка. Каких листочков стало больше? Как сделать,
чтобы их стало поровну?»
После проверки работ
и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и правую стороны платка
листьями разного цвета. Т. е. положить на правую сторону платка столько же
листьев, сколько и на левую. (Показывает).
В заключении дети
украшают все стороны платка по-своему и рассказывают об этом.
10.
Дидактическая игра «Доползи до игрушки»
Цель: учить
воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не
только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление
движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.
Оборудование. Разные
игрушки.
Ход игры.
1-й вариант. Педагог
сажает детей на стулья в ряд. Напротив, на полу на разном расстоянии от стульев
лежат две игрушки. Двое детей ползут к игрушкам по сигналу педагога: один - к
ближней, другой - к дальней. Остальные наблюдают. Первый ребенок быстрее
заканчивает движение, берет игрушку и поднимает ее вверх. Другой это же
выполняет позже. Педагог обсуждает с детьми, почему один ребенок взял игрушку
раньше и подводит их к выводу, что одна игрушка лежала далеко, а другая -
близко. Игра повторяется с другой парой,
2-й вариант. Игра
проводится по тем же правилам, но игрушки раскладываются в разных направлениях:
одна - прямо пред стулом, другая - напротив - по диагонали, третья - слева или
справа Педагог, вызывая детей, обращает их внимание на то, где лежат игрушки.
Задача каждого ребенка - определить направление, в котором надо ползти.
11.
Дидактическая игра «Красивый узор»
Цель: учить
осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание;
формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному
чередованию величин.
Оборудование. Полоски
чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для
выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др. ); подносики,
наборное полотно.
Ход игры. Педагог
раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносики с геометрическими
формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает
образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в наборное
полотно). Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно
и т. д. ) затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он
следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети
действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами.
При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование.
В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам
положительную оценку.
12. Дидактическая игра «Воробушки и автомобиль»(Столько – сколько)
Ход игр: Дети-«воробушки» сидят в своих «гнездышках» — обручах, лежащих на
полу в 2 ряда на небольшом расстоянии друг от друга. В противоположном углу
комнаты с рулем в руках стоит ребенок — он водитель автомобиля.
Воспитатель. Вы «воробушки». У каждого «воробушка» свое
гнездышко. Сколько гнездышек, столько «воробушков».
«Воробушки» вылетели из гнездышек, размахивая крылышками,
летают.
Воспитатель. Из гаража выезжает машина. «Воробушки» улетают в
гнездышки.
Автомобиль возвращается в гараж.
Воспитатель. Всем ли «воробушкам» хватило гнездышек? Чего больше?
Чего меньше? Может быть, поровну?
Дети отвечают на вопросы, и игра повторяется.