Консультація "Як навчити дитину залишатися самою вдома"

Как научить ребёнка оставаться самому дома
Большинство детских западных детских психологов против того, что бы оставлять детей одних до семи лет. Но все дети разные. И возраст — лишь одно из условий. В первую очередь, нужно решить, может ли ваш ребенок остаться без присмотра. Это зависит от его характера. Одни дети самостоятельные с раннего возраста, и даже просят своих родителей оставить их дома. Так они чувствуют себя взрослыми. Другие и в школьном возрасте легкомысленны, зависимы от родителей. 

Давать почувствовать вкус самостоятельности нужно постепенно - гомеопатическими дозами, ведь даже опасный для жизни яд в маленьких дозах полезен. Человека, привыкшего к маленьким дозам яда, весьма сложно отравить этим самым ядом. Так и здесь - при умелом дозировании самостоятельности ребенок сможет почувствовать все прелести "взрослой" жизни и научится обходить подводные камни. 

В любом деле главное - хорошая подготовка. Поэтому прежде, чем оставлять ребенка одного в квартире, немного потренируйтесь. В качестве разминки перед основным стартом предоставьте ребенку максимум свободы в вашем присутствии и не контролируйте каждый его шаг. Создайте так называемую видимость полной свободы и самостоятельности, определите несколько часов для себя ("мамин час"), когда вы будете заниматься своими делами, не отвлекаясь на ребенка: "Давай сейчас каждый будет заниматься своим делом. А через час мы с тобой обсудим, что же мы успели сделать". В качестве тренировки, можно оставить ребенка одного, но при этом не уходить из квартиры: например, примите ванну или лягте спать. Создавая ребенку видимость своего отсутствия, вы учите его рассчитывать только на себя. В то же время и вам и ребенку спокойно. Благодаря таким тренировкам ребенок быстро привыкнет к вашему временному отсутствию и не будет каждую минуту обращаться за помощью к маме. Теперь можно переходить и к полной самостоятельности. 

Отдельно стоит сказать о приеме пищи. Почаще разрешайте ребенку самому хозяйничать на кухне и не зовите его на все готовое. Пусть кроха сам нальет себе сок, сделает бутерброд и откроет йогурт. В выходной день позвольте ребенку самому приготовить завтрак: мама устала и хочет поспать. Спустя некоторое время вы увидите, что ребенок вполне ориентируется в кухонных ящиках и не умрет с голоду в ваше отсутствие. Даже если ребенок уже умеет пользоваться плитой, в одиночестве лучше этого не делать. На время отлучки оставьте в термосе готовую еду (например, котлету с картошкой). В 5-6 лет ребенок уже в состоянии аккуратно открыть термос, выложить его содержимое на тарелку и съесть. Если у вас есть микроволновая печь, еду можно разогреть в ней. Постарайтесь оставлять ребенку те блюда, которые он больше всего любит и ест с аппетитом. Могу сказать по собственному опыту, что если вы оставите ребенку ненавистную солянку, которую он и в вашем присутствии ест с отвращением, не сомневайтесь - он в лучшем случае спустит ее в унитаз и заверит, что все было очень вкусно. Именно так я поступала в детстве с блюдами, которые не вызывали у меня аппетита. Малыш должен дать свое согласие остаться дома один. В первый раз вы можете отсутствовать не более чем 10-15 минут. Этого достаточно, чтобы выскочить в магазин за хлебом. Также помните, что время нахождения малыша дома одного нужно увеличивать постепенно. Психологи не рекомендуют оставлять семилетних детей более чем на один час. Потом ребенок может просто соскучиться и найти себе развлечение, которое родителей не обрадует. 

Малыш должен обязательно знать, куда, зачем вы пошли и когда вернетесь. В этом возрасте дети уже умеют пользоваться часами, поэтому покажите, где будут стрелки, когда вы придете. И обязательно будьте пунктуальными — не задерживайтесь даже на несколько минут. Ведь малыш может начать нервничать или подумает, что раз родители недисциплинированны, значит, и ему так можно. 

Разумеется, мало закрыть ребенка и сказать, чтобы он сидел смирно и не подходил к дверям. Малыш должен дать свое согласие остаться дома один. В первый раз вы можете отсутствовать не более чем 10-15 минут. Этого достаточно, чтобы выскочить в магазин за хлебом. Также помните, что время нахождения малыша дома одного нужно увеличивать постепенно. Психологи не рекомендуют оставлять семилетних детей более чем на один час. Потом ребенок может просто соскучиться и найти себе развлечение, которое родителей не обрадует. 

Малыш должен обязательно знать, куда, зачем вы пошли и когда вернетесь. В этом возрасте дети уже умеют пользоваться часами, поэтому покажите, где будут стрелки, когда вы придете. И обязательно будьте пунктуальными — не задерживайтесь даже на несколько минут. Ведь малыш может начать нервничать или подумает, что раз родители недисциплинированны, значит, и ему так можно. 

Разумеется, мало закрыть ребенка и сказать, чтобы он сидел смирно и не подходил к дверям. обязательно знать, что делать в “экстремальной” ситуации. Оставьте номер телефона, куда он может позвонить “в случае чего”, и объясните, что он должен сказать. Лучше всего, если это будут карточки, на которых крупно написаны номера телефонов. 

Ваши инструкции не должны перегружать ребенка — не ходи туда, а то тебя ударит ток, и не выходи на балкон, а то один мальчик вот так вышел... Ребенок, наверняка, все это уже слышал. Примите все необходимые меры предосторожности (отключите газ, закройте балкон, обезопасьте розетки), а свои наказы сформулируйте очень кратко. 

Лучше всего на это время дать ребенку задание, которым он увлечется и выполнит с удовольствием. “Когда я приду, ты мне покажешь свой рисунок, и мы обязательно повесим его на стену”. 

Когда вернетесь, поинтересуйтесь, чем малыш все это время занимался. И если он все-таки нашалил, не судите его строго, но обязательно объясните, почему так делать нельзя. 

Некоторые мамы очень любят проверять, как ребенок исполняет их наказы. И прибегают к “запретному” методу: подходят к дверям и начинают звонить, не отзываются, когда малыш испуганно спрашивает: “Кто там?” Может, один раз и ничего. Но ребенок привыкнет и в самый неподходящий момент решит, что это опять вы его разыгрываете. 

Для ребёнка очень важна ситуация возвращения родителей домой. Нередки случаи, когда мама или папа, вернувшись с работы, тут же начинают заниматься своими делами, не обращая на своих детей внимания. Помните, что для любого ребёнка необходимо ощущение родительской теплоты и заботы, реальное общение. Всё это нельзя заменить никакими подарками и игрушками. 

Навык оставаться самому дома способствует формированию самостоятельности и личностной зрелости ребёнка. Но учить оставаться дома самому нужно постепенно. 

Одной из важных частей готовности оставаться одному дома является знание правил безопасности. Для этого: 
- изучайте сами литературу о безопасном поведении детей (хоть большинство таких правил общеизвестны, очень полезно повышать свои знания в этой области, путём изучения советов специалистов: психологов, педагогов, сотрудников милиции); 
- учитывайте возрастные особенности вашего ребёнка и его индивидуальность для оценки готовности к началу той или иной деятельности (будь то оставаться одному дома или что-то иное); 
- систематически занимайтесь со своим ребёнком по вопросам безопасного поведения, даже если Вы и не собираетесь оставлять его одного дома;
- не переутомляйте своих детей разговорами о безопасности, помните, что основной вид деятельности до 7 лет – игра. Ваши с занятия с ними должны содержать в себе игровой элемент; 
- сохраняйте доверительные отношения со своими детьми; 
- будьте примером для своих детей; 
- не следует запугивать детей; 

А теперь рассмотрим, какие психологические трудности могут быть у детей, остающихся дома. Основной такой трудностью могут стать детские страхи. Самым действенным способом преодоления страхов у детей есть игра. Нравоучениями, даже самыми искусными не поможешь, в силу особенностей детской психики. Превратите саму ситуацию, когда ребёнок остаётся сам дома в игру. Например, предложите ему в Ваше отсутствие поиграть в сторожа своих игрушек. При этом ребёнок должен видеть, что Вы не притворяетесь, а говорите серьёзно. 

Помните, что детские страхи в 3-4 года нормальны и естественны. Это является одной из причин, почему не следует оставлять детей самих до 7 лет. 

Говоря о подготовке к тому, что бы оставлять ребёнка одного дома, мы затрагивали и другие стороны самостоятельности, так как именно её развитие позволит Вам без опаски оставлять ребёнка одного дома. К тому же это качество характера пригодится ребёнку в жизни.